Мотоблок – хороший помощник для любого владельца приусадебного участка. Расширить функциональность такой домашней техники можно при помощи различных дополнительных насадок, включая и косилку, но народные умельцы доказывают, что для этого совсем не нужно тратить деньги. При наличии желания и некоторых простых подручных материалов изготовить оборудование можно самостоятельно.
Необходимые инструменты и материалы
Учитывая, что схемы изготовления косилок, которые будут приведены в нашей статье ниже, придуманы с учетом использования подручных материалов, любой из названных компонентов может быть заменен. Если у вас нет возможности достать любой из указанных материалов, но есть идея, чем его заменить, вы можете свободно вносить изменения в наше предложение.
Мы же предлагаем только ориентировочный список того, что может пригодиться:
- сварка;
- крепежные элементы;
- металлические уголки;
- донная часть ненужной железной бочки или любой другой кусок металла подобной формы;
- несколько режущих пластин;
- ось для колес;
- колеса.
Инструкция по созданию
Газонокосилка для мотоблока – агрегат не столь сложный, но даже его можно собрать разными методами. Чаще всего ее все-таки делают не с нуля – навесное оборудование, то есть, собственно косилку изготавливают фабричным методом на заводе, тогда как в задачи народного мастера скорее входит создание соответствующей тележки. Задача не кажется сложной еще и в свете того, что чертежи подобных конструкций свободно гуляют по интернету, а при желании можно найти даже обучающие видео о том, как обустроить подобный механизм своими руками.
Получившееся устройство будет относиться к одному из как минимум трех видов косилок, каждый из которых имеет собственные конструктивные особенности, а также свои преимущества и недостатки. Каждую из этих сенокосилок стоит рассмотреть внимательнее – так мы и поступим.
Роторная
Косилки этого типа используются преимущественно для ухода за лужайками и заготовления сена. Агрегат рассчитан на использование на участках со сравнительно невысокой растительностью и небольшим количеством мелких кустов. Производительность конструкции оценивается весьма высоко, однако, она прихотлива к наличию склонов – 10-20 градусов для нее уже являются пределом, а боковой крен допускается и вовсе не более 8 градусов. При простоте устройства и минимальном риске поломки радует умение агрегата складывать траву рядами, однако, не следует забывать, что именно этот вид косилки относится к травмоопасным.
Ножи предлагаем сделать из обычной цепи для бензопилы, нарезав ее на равные по длине куски.
Такие импровизированные ножи крепятся обычно по 4 штуки на каждый из вращающихся кругов – чаще всего их делают 2, используя диски от зерновой сеялки. Фрагменты цепи крепятся к дискам через равные промежутки, при этом их фиксируют не идеально плотно, а с небольшим зазором буквально в пару миллиметров. Последнее нужно для того, чтобы ножи максимально подвергались воздействию центробежной силы, которая позволит им всегда находиться в горизонтальном положении. Крепить их более устойчиво не стоит и просто потому, что при стыке с чем-то твердым они должны иметь возможность просто отскочить назад, иначе поломки агрегата не избежать.
Все крепления вращающихся частей нужно сделать из высокопрочной стали с высоким содержанием углерода, толщина штырей во избежание поломки прибора и получения травмы не должна быть меньшей 8 или даже 10 миллиметров. После этого остается только собрать каркас. Раму обычно изготавливают из заранее заготовленной оси и двух колес, на которую наваривают металлические уголки. Корпус ротора можно изготовить с применением все того же дна от металлической бочки, именно к нему тогда и будут приварены оси для вращения дисков.
При монтаже каркаса нужно предусмотреть возможность соединения дисков с приводом ВОМ мотоблока – для этой цели могут быть использованы шестерни с КПП от старого советского автомобиля вроде ВАЗ.
Передачу крутящего момента нужно организовать таким образом, чтобы диски вращались в противоположном направлении по отношению друг к другу – именно такое решение позволяет складывать выкашиваемую траву аккуратными рядами. Последний шаг – установить некий защитный кожух на каркас, чтобы гарантировать, что случайно оторвавшийся кусок ножа точно не полетит в сторону оператора.
Сегментная
Такая самодельная конструкция по своему устройству уже заметно сложнее, однако, и у нее есть свои преимущества. В отличие от роторных моделей, здесь ножи движутся не по кругу, а возвратно-поступательно, поскольку закреплены на валу. Этот агрегат обеспечивает предельно низкую обрезку растений, удаляя их под корень, а еще такой прибор не сможет измельчить уже скошенную траву, как это могло бы случиться с роторной косилкой. Механизм удобен даже в условиях работы на неровном земельном участке, а включение и выключение никак не связано собственно с мотоблоком, что позволяет быстрее реагировать на потенциально аварийные ситуации. Наконец, такой агрегат почти не вибрирует, что тоже полезно для его сохранности.
В качестве основной детали берут прямоугольную трубу с параметрами 120х5х1,5 см или даже просто кусок лезвия косы. В этой заготовке проделывают через равные промежутки 12 отверстий, каждое диаметром в сантиметр, куда будут вкручены болты типа М8. Задача последних – удерживать направляющую полосу из металла, чья длина составляет 89 см – на нее-то и крепятся зубцы и ножи, которые будут обеспечивать выкос растительности.
Подача крутящего момента на основные узлы сегментной косилки производится от вала отбора мощности применяемого силового агрегата. С учетом этого варится опорное шасси, на которое устанавливается вышеописанный механизм с прижимами, препятствующими ненаправленному движению ножей и зубьев. Конструкция шасси обычно предполагает установку только 1 колеса для сегментной косилки, потому весь агрегат включительно с мотоблоком получается трехколесным.
Косилка-повозка
Сделать такую конструкцию несколько сложнее, чем роторную, хотя в целом они очень похожи. Этот вариант газонокосилки несколько усовершенствован, его часто называют еще барабанным, поскольку в основе механизма лежат вращающиеся барабаны. Усиленный агрегат приобретает способность противостоять более прочным препятствиям, потому справится не только с толстыми стволами растений, но и в результате смены насадок в зимнее время может быть использован в качестве небольшой снегоочистительной машины, даже наледь ему не страшна.
Повышенная сложность сборки заключается уже в том, что если вышеописанные конструкции имели довольно простую схему шасси с двумя или даже одним колесом, то в этом случае понадобится собрать полноценную четырехколесную телегу, которая собирается из металлических уголков и заранее заготовленных осей и колес.
Последние детали можно взять, например, от старой детской коляски, дно конструкции изготавливается из металлического листа, хотя в крайнем случае можно воспользоваться и надежной фанерой. Рекомендованные габариты такой повозки обычно составляют 80х40 см.
Цилиндры, они же барабаны, можно изготовить двумя разными способами. В самом простом варианте для этой цели используются обыкновенные консервные жестяные банки без дна и крышки, надеваемые на деревянные кругляши, если же таковых под рукой нет, их аналог делается из листового металла. Металлические диски выполняются в диаметре 20 см (наружный) и 17 см (внутренний), скрепляются между собой при помощи толстого металлического штыря и им же крепятся к повозке с нижней стороны. Между этими дисками и крепятся ножи по тем же правилам, что и в случае с роторной косилкой – оставляется небольшой зазор, чтобы режущий элемент мог свободно вращаться в любую сторону, не грозя вырваться от случайного столкновения с непреодолимым препятствием.
После того как цилиндры будут надежно закреплены на конструкции повозки, их соединяют между собой резиновым ремнем. Он же используется и для соединения с валом отбора мощности мотоблока, откуда крутящий момент передается на барабаны. Ножи предназначены для обработки травы в летнее время, однако, для уборки снега нужны другие насадки – в виде звездочек, острых со всех сторон. По возможности необходимо постараться сделать конструкцию максимально простой в разборке, чтобы сезонная замена одной насадки на другую не превращалась в полномасштабную сборку нового агрегата из обломков старого.
Установка
Один из главных подводных камней в изготовлении косилки своими руками заключается даже не в том, что в результате упорных трудов механизм может так и не заработать, а в потенциальной опасности агрегата, сделанного с очевидными ошибками.
Травмоопасность подобных конструкций часто оказывается довольно высокой из-за неправильно подобранных материалов или ненадежно выполненных сварочных работ, потому во многих случаях целесообразнее все-таки приобрести уже готовое оборудование или хотя бы заказать сварку профессионалу своего дела.
Если же вы все-таки загорелись идеей самостоятельного изготовления газонокосилки для мотоблока, обратите внимание на то, что даже правильно собранный прибор не будет работать, если его неправильно присоединить к мотоблоку. Чтобы избежать распространенных ошибок, дадим несколько очевидных советов.
- Все манипуляции по присоединению выполняются при включенном реверсивном режиме, а при подключении к ВОМ, установив узел соединения в гнездо сцепки.
- Прицепной механизм практически всегда должен быть оснащен дополнительным шкворнем с пружиной. Практика показывает, что такая простая деталь обычно существенно продлевает срок службы крепления.
- Ножи во время соединения узлов будущей газонокосилки с мотоблоком обязательно должны быть защищены кожухом. К сожалению, случаи непреднамеренного запуска оборудования во время монтажа – не такая уж редкость, и если незадачливый мастер, не прислушавшись к этому совету, в тот самый момент будет находиться слишком близко к ним, для него это может закончиться весьма печально.
- Помните, что выкашивание травы обычно производится на небольших оборотах двигателя, потому что иначе агрегат превратит зеленую массу в пыль, и собирать ее станет значительно сложнее. Муфта сцепления должна быть включена еще до старта процесса
- Каким бы надежным ни казалось соединение между прицепной газонокосилкой и мотоблоком, обычно оно не такое уж и прочное, и ярче всего это наблюдается в момент резкого поворота. По этой причине люди, имеющие большой опыт работы с мотоблоками и самодельными косилками, советуют избегать не только слишком острых углов, но и высокой скорости при повороте и даже просто резких движений в момент выполнения разворота. Отсоединившаяся конструкция даже в лучшем случае на некоторое время задержит выполнение покоса до тех пор, пока неисправность не будет устранена, в некоторых же ситуациях прицеп, отцепившись, может продолжить движение по непредсказуемой траектории. Последний вариант особенно опасен для всех, кто находится поблизости ввиду вероятного получения серьезных травм от контакта со все еще вращающимися ножами.
Видео о том, как сделать роторную косилку для мотоблока своими руками, смотрите ниже.