Облицовка деревянной вагонкой относится к тем строительным операциям, которые могут быть произведены мастером практически любого уровня. Для этого не нужно иметь сложный инструмент и обладать специальными навыками. Между тем, и в этом деле имеется несколько нюансов, которые лучше знать, приступая к работе.
Финишная отделка всегда менее трудоёмкая, чем подготовка, а также в психологическом плане намного приятнее черновых работ, ведь приложенные усилия, наконец, становятся видны. Даже нанимая людей для ремонта, кое-что хочется сделать своими руками. Облицовка поверхностей деревянной вагонкой относится к тем строительным операциям, которые могут быть произведены мастером практически с любым уровнем профессионализма. Для этого не нужно иметь сложный электрический инструмент и обладать специальными навыками, как требует, например, работа шпаклёвщика. Между тем, и в этом деле имеется несколько нюансов, которые лучше знать, приступая к работе.
Некоторые общие вопросы
Деревянная вагонка без проблем используется для обшивки любых строительных конструкций, но чаще всего это стены, потолок, откосы, в том числе во влажных помещениях. Монтаж вагонки в большинстве случаев осуществляется по каркасам, однако теоретически она может быть прикреплена и к сплошным, хорошо выровненным плоскостям. Например, на оштукатуренной стене допускается комбинированный монтаж: клей (типа «жидкие гвозди») и механическая открытая фиксация с применением дюбелей (пробка должна быть не «грибок», а с «потаем» — потом закрывается деревянным шкантом). Также вагонкой можно обшивать каркасные ограждающие конструкции, например, перегородки, наружные стены канадских домов, деревянные перекрытия, лестничные марши, стропила кровли.
Выполнять облицовку сравнительно крупных плоскостей лучше всего звеном из трёх человек: один нарезает по размеру и подаёт ламели, а двое занимаются их установкой — выставлением и фиксацией каждого элемента. Опытный отделочник может справиться и самостоятельно, даже на потолке, но это не совсем удобно.
Обшивку комнаты логично начинать с потолка, чтобы затем облицовками стен закрыть места примыкания вагонки к ограждающим конструкциям. В противном случае вы тем, что придётся наверху выполнять сложные замеры и подгонки, только усложните себе и без того непростую задачу. Стены лучше обшивать по отдельности, одну за другой, чтобы в конце получился только один «подрезной» угол. Что касается каркасов этих стен, то их лучше собрать на всё помещение сразу (только углы потом останется организовывать), чтобы выбросами материала при бурильных работах не запылить и не выпачкать древесину.
Направление для вагонки, которую используют внутри помещений, можно выбрать любое, в том числе диагональное или «ёлочкой». Но, считается, что в помещениях с изменчивым влажностным режимом более предпочтительным будет вертикальный вариант, чтобы возможный конденсат мог по бороздам на тыльной стороне вагонки, не скапливаясь, стекать вниз. При облицовках конструкций на улице используют только горизонтальное расположение, «пазом вниз», в первую очередь, чтобы влага осадков под действием гравитации не попадала в швы.
Особенности создания подсистемы
В качестве несущих элементов каркаса принято использовать пиломатериалы. Как правило, это сосновый брус со сторонами сечения от 30 до 50 мм. Несущие элементы должны быть сухие, ровные, без сучков и биологических поражений. Заметим, что каркасом для монтажа вагонки может выступать и металлическая подсистема, которую применяют в гипсокартонных работах (УД, ЦД). Оцинкованные профили, по сравнению с деревянной рейкой, обладают более точной геометрией, стабильностью при перепадах влажности, они долговечнее, не подвержены воздействию вредителей. Потому металл будет идеальным решением для улицы и некоторых «мокрых» помещений.
В любом случае, и деревянный, и металлический каркас к основе крепить лучше с использованием прямых подвесов (П-образных перфорированных кронштейнов). «Пэшка» позволяет закрепиться к поверхности из любого материала. На прямом подвесе можно идеально выставить плоскость, в том числе на значительном удалении от несущих конструкций, допустим, если необходимо утеплять стены или выравнивать. Этот способ фиксации и выставления быстрее, точнее и надёжнее, чем крепление реек через тело с применением дистанционных подкладок.
Оптимальное расстояние между кронштейнами находится в пределах 600–1000 мм, в зависимости от сечения направляющих реек. Расстояние между несущими элементами каркаса (брусьями или профилями) зависит от толщины вагонки. Для толстых ламелей может подойти даже дистанция около 800 мм, а для «стандартных» облицовок, толщиной чуть больше сантиметра, лучше ограничиться 500–600 миллиметрами по осям.
Выставлять плоскости для монтажа вагонки нужно очень тщательно. Дело в том, что вагонка — материал штучный и шовный, поэтому при перепадах горизонтального уровня или отвесности подсистем в углах могут просматриваться некрасивые клинья. Любую плоскость нужно собирать, начиная с крайних направляющих, а затем, используя маячные нитки, выставлять промежуточные брусья/профили. Качество сборки готовых каркасов необходимо по всем направлениям проверять с помощью длинного правила (2–2,5 метра).
Деревянные элементы каркасов перед обшивкой рекомендуется обработать гидроизоляционными составами (наружка) и средствами биологической защиты.
Если полости каркасов содержат утеплители/звукоизоляторы, то соответствующие материалы должны быть надёжно прикреплены к основе, а между тыльной стороной вагонки и заполнителем должен остаться зазор не менее 10 мм, обеспечивающий вентиляцию конструкции. Если вагонка применяется как облицовка в системе вентиляционного фасада, то этот зазор на порядок больше, а для его организации применяется контробрешётка с толщиной 30–40 мм.
Подготовка вагонки к обшивке
За несколько суток до начала облицовочных работ, вагонка должна быть доставлена на объект для того, чтобы древесина адаптировалась к температурному и влажностному режиму. Все упаковки следует раскрыть.
В обязательном порядке нужно перебрать вагонку, чтобы отложить ламели с критическими дефектами. Так вы обезопасите себя от того, что на видные места попадут некрасивые или бракованные доски, неожиданно выявленные в последних пачках. Вагонку с проблемной геометрией (допустим, в виде дуги) можно разрезать и пустить над дверными проёмами, под окно, на откосы. Так же поступаем с ламелями, имеющими локальные недостатки, или шьём их в малозаметных или специфических местах. И ещё, если есть доска с повреждённым шипом, с неё можно начать обшивку плоскости, если сломан паз — этой ламелью заканчиваем плоскость.
Поперечную порезку вагонки лучше осуществлять на электрической торцовочной пиле, но, при необходимости, подойдут и ручные пилы с мелким зубом. Электролобзик справится с торцеванием, но он особенно хорош, если нужно сделать продольный распил ламели, например, для сборки угла. Заметьте, что следует использовать полотна для «чистого реза» (зубья мелкие, слабо разведены, направлены вниз), лучше, если подошва лобзика имеет полимерную накладку, так как металл может оставлять на светлой мягкой древесине чёрные следы.
Длина каждой ламели может быть подогнана практически враспор (с зазорами в пару миллиметров), так как даже при жаре сауны линейное температурное расширение древесины очень незначительное и не окажет негативного воздействия.
Для каждой отдельной плоскости первая устанавливаемая дощечка вагонки (особенно с ярко выраженным швом — профили «евро», «софт-лайн») готовится особым образом. Чтобы в углу не образовывалось впадины, которая в дальнейшем мешает оформить стык, с ламели срезают паз, часто аж до начала основной плоскости ламели.
Обшивка каркасов
Вертикальная облицовка начинается от угла уже обшитой плоскости. Горизонтальную обшивку следует начинать от потолка и двигаться к полу, при этом вагонку нужно располагать пазом вниз. Так в самом просматриваемом месте (сопряжение стены/потолок) точно всё будет красиво, а любые проблемы внизу можно закрыть плинтусом.
Современная евровагонка имеет довольно глубокое зацепление паза с шипом, поэтому не обязательно задвигать ламели друг в друга до упора, тем более, добивать их через надставку. Подобный ход позволяет выдерживать уровень каждого элемента облицовки и компенсировать незначительные неровности отдельных ламелей, постепенно «съесть» перепады горизонта или отвесности. При горизонтальной обшивке будет легко совместить швы соседних плоскостей. С другой стороны, появляется опасность «завалить» швы или создать повторяющуюся дугу. Поэтому через каждые 2–3 дощечки нужно к торцам облицовок прикладывать длинный уровень, проверять ровность линии шва, а также его горизонтальность или отвесность.
Крепление вагонки к каркасу в большинстве случаев осуществляется с помощью металлических кляймеров. Их типоразмер выбирают в зависимости от толщины полки паза. Rmnt рекомендует на всякий случай иметь под рукой кляймеры на один размер больше необходимого, так как иногда на пазах имеются случайные утолщения (вследствие неидеального фрезерования), на которые обычные крепежи просто не надеваются. Кляймер скобой зацепляется за паз ламели и при помощи небольших гвоздей (15–20 мм) прибивается к обрешётке. В саунах и на улице гвозди лучше использовать медные или анодированные, которые не ржавеют. Многие мастера предпочитают для крепления кляймеров (даже по деревянным подсистемам) применять саморезы. Подойдут винты с небольшой головкой под потай (головки вдавливаются в брус через тонкий металл кляймера, с жёсткими кляймерами они не сочетаются). Нормально работают здесь 11-миллиметровые аналоги знаменитых «блошек», только по дереву и без сверла на конце. Если применяется металлическая подсистема, то альтернативы саморезам LN длиной 9 мм — нет.
По старинке, скрытым способом вагонку можно крепить гвоздиками, их забивают под углом, прямо через проушину паза. В этом случае из толстого девяностого-сотого гвоздя или из обломанного 6-миллиметрового перфораторного бура изготавливается добойник. При известной сноровке этот вариант крепления довольно практичный и, возможно, даже быстрее «кляймерного», но полученную облицовку потом невозможно будет разобрать без разрушения пазов.
Фиксация вагонки через тело практически не применяется, так как нагели и гвоздики с откушенными шляпками существенно ухудшают внешний вид и потребительские свойства облицовки, а ведь скрытый монтаж — это важная «фишка» вагонки, как материала. Между тем, такие специализированные варианты вагонки, как «блокхаус» или «американка», часто крепятся как раз через тело, только винты/гвозди не скрываются нагелем, а накрываются пазом каждой следующей ламели. Также через тело фиксируется первая и последняя вагонка отдельно взятой плоскости, соответствующие крепежи затем закрываются всевозможными доборами.
Чтобы сделать внутренний угол более жёстким (особенно при увеличенном расстоянии между несущими брусьями/профилями), на уже обшитую плоскость прикручивают отрезки из направляющих брусьев, которые дополняют периметр каркаса. Наружные углы, ниши и откосы собираются по типу гипсокартонных систем — под облицовку устанавливается незакреплённый к основе, «соединяющий» две плоскости брус или оцинкованный профиль. Кстати, что касается откосов и всяких ниш, то их целесообразно делать коротышами, перпендикулярно основной плоскости. Обшивайте их в конце, когда могут остаться уже неделовые для других участков куски вагонки.
Отделка зазоров и примыканий
Как мы уже замечали, древесина обладает весьма незначительным коэффициентом температурного расширения, кроме того, это податливый, легко обрабатываемый материал. Поэтому при желании ламели в местах взаимного примыкания или стыковки с другими конструкциями можно подогнать вплотную. Не все готовы к такому ответственному и кропотливому труду, поэтому часто для перекрывания стыков и зазоров используют всевозможные доборы из древесины: наружные углы, внутренние углы, плоские накладки-соединители, декоративные косички и т. п. Все они крепятся непосредственно к вагонке, как правило, гвоздиками со сплющенной или удалённой шляпкой.
Также все внутренние углы обшитой деревянной вагонкой комнаты можно отделать джутовым канатом, который тоже фиксируется гвоздиками. Этот вариант просто незаменим, если внутренние углы не имеют прямой линии, например, если вагонка имеет рельефную лицевую поверхность, а также, если плоские ламели стыкуются со срубом, или, допустим, диким камнем.
Современная вагонка средних и высоких сортов имеет хорошо обработанные поверхности и не нуждается в дополнительной шлифовке или шпаклевании. Вагонка низких сортов по гостам может содержать подшпаклёванные производителем участки, вы также можете, подобрав цвет замазки, сами местами подремонтировать короткие трещины, раковины, зоны подвижных сучков. Покрывать или не покрывать вагонку лакокрасочными материалами и какие из них применять — решать вам, но для сильно нагревающихся помещений (баня, сауна) лучше использовать специализированные защитные масла.
Видео по теме