Садоводы и фермеры давно по достоинству оценили технику отечественного производства. К ней можно отнести продукцию машиностроительного завода «Агат», в частности, мотокультиватор.
Особенности
Производственная линия находится в городе Гаврилов-Ям Ярославской области.
В разных модификациях используются двигатели зарекомендованных иностранных брендов из США и Японии, а также китайских производителей.
Качественные характеристики изделий «Агат» обусловлены мощной производственной базой.
Основные технические характеристики мотоблоков этой марки представлены ниже.
- Малые габариты агрегата рассчитаны на обработку небольших участков.
- Универсальность обеспечивается широким набором навесного оборудования. Каждый компонент можно купить отдельно исходя из необходимости.
- Простота конструкции не вызывает трудностей при эксплуатации.
- Автономность обусловлена наличием топливного двигателя.
- Обслуживание не требует специализированных знаний – достаточно производить стандартные действия, подробно описанные в приложенной инструкции.
- Оснащение шестеренчатого редуктора тремя скоростями, две из которых предназначены для движения устройства вперед, а одна – назад.
- Наличие четырехтактных карбюраторных двигателей с одним цилиндром, позволяющих экономить топливо. Их мощность варьируется – они выпускаются в модификациях от 5 до 7 л. с. Также в продаже есть модели с промежуточными значениями, например, 5.5, 5.7, 6.5 л. с.
- Импортные силовые устройства позволяют эксплуатировать технику в условиях северных регионов, а также на засушливых территориях нашей страны.
- Низкое расположение центра тяжести упрощает работу с техникой, делая ее более легкой и маневренной.
- Производитель предусмотрел возможность демонтажа руля и колес, чтобы мотоблок легко вмещался в багажник легкового автомобиля.
- Поскольку запчасти для мотоблока «Агат» отечественного производства, то их стоимость, как и цена самого агрегата, значительно дешевле заграничных аналогов.
Виды
Главным отличительным фактором моделей является конструкция двигателя и его производительность. Все остальные детали почти аналогичны.
Машиностроительный завод сотрудничает с мировыми лидерами по производству силовых агрегатов, среди которых можно выделить такие бренды, как Subaru, Honda, Lifan, Lianlong, Hammerman и Briggs & Stratton. Указанные бренды выпускают надежную продукцию, работающую на разных видах топлива. В зависимости от этого параметра мотоблок бывает бензиновым или дизельным.
- Двигатели на бензине особенно популярны, поскольку имеют доступную стоимость.
- Дизельные устройства надежнее и обладают большим моторесурсом.
На сегодняшний день завод выпускает несколько моделей «Агат».
«Салют 5». В его основе лежит японский двигатель марки Honda GX200 OHV с принудительным воздушным охлаждением, что защищает его от перегрева, следовательно, увеличивает срок службы. Работает на бензине, заводится вручную посредством стартера. Технические характеристики стандартные: мощность – до 6,5 л. с., глубина обработки земли – до 30 см, объем топливного бака – около 3,6 л.
Модель имеет рулевое управление, что облегчает работу на местности.
«БС-1». Стандартная модификация среднего класса разработана для обработки небольших земельных участков. Агрегат оснащен американским бензиновым двигателем марки Briggs & Stratton Vanguard 13Н3 с электронным зажиганием. Среди технических характеристик можно отметить мощность (6,5 л. с.), объем бака (4 л) и глубину перепахивания земли (до 25 см). Отличительна черта – автоматическая коробка передач и наличие регулировки рулевых рукояток в двух плоскостях.
Модель «БС-5,5». Эта модификация также имеет двигатель производства США Briggs & Stratton RS. По сравнению с предыдущим устройством он менее мощный (5,5 л. с.), в остальном характеристики сходны. Аппарат работает на бензине.
«ХМД-6,5». Моторизированный аппарат оснащен дизельным двигателем марки Hammerman с функцией воздушного охлаждения, которая позволяет эффективно работать даже при интенсивной нагрузке. Агрегат характеризуется экономным расходом топлива. Главным недостатком является его неприспособленность к условиям северных регионов страны, так как при низких температурах возникают проблемы с запуском.
ZH-6,5. Это одна из последних модификаций марки «Агат». Мотор производства Zongshen создан по образу Honda GX200 type Q.
Х. Культиватор оборудован силовым блоком японского происхождения Honda QHE4, мощность которого составляет 5 л. с. Он более легкий и маневренный, что обусловлено установкой менее вместительного топливного бака на 1,8 л.
«Л-6,5». Мотоблок на базе китайского двигателя Lifan. Его можно использовать для работы на площади до 50 соток. В качестве топлива применяется бензин. Агрегат запускается вручную, есть защита от перегрева, глубина – до 25 см. Аппарат адаптирован к зимним условиям.
«Р-6». Техническое устройство оборудовано четырехтактным бензиновым аппаратом японского производства Subaru. Мотоблок считается одним из самых мощных в линейке – он имеет номинальную мощность до 7 лошадиных сил. Среди преимуществ следует отметить регулируемое управление.
Мотоблоки «Агат» в зависимости от навесных комплектующих могут выполнять различные функции. Ниже приведены лишь некоторые примеры.
- Снегоуборщик.
- Мусороуборщик.
- Косильщик. С роторной косилкой «Заря» можно скосить не только сорную траву, но и грубостебельные растения типа колосьев или соломы.
- Картофелекопатель и картофелесажатель. Такой агрегат можно получить, используя дополнительные насадки, позволяющие упростить процедуры посадки и выкапывания картошки, а также других корнеплодов.
- Окучиватель. Оборудование требуется на фермах, чтобы механизировать ручной труд по пропалыванию и окучиванию грядок. Он также эффективен для «нарезки» участка на грядки.
Мотокультиваторы «Агат» обладают широким спектром действия, что упрощает работу фермерам и садоводам, имеющим сельхозугодья до 50 соток.
Устройство конструкции и комплектующие
Основные элементы мотоблока приведены ниже.
- Несущая рама, которая представляет собой два усиленных стальных угольника. На ней с помощью болтов и кронштейнов монтируются все рабочие узлы и система управления, в частности, редуктор, защитные конструкции, двигатель, руль или управляющие рычаги.
- Трансмиссия.
- Сцепление осуществляется за счет клиноременной передачи посредством натяжного ролика. Также в систему сцепления входят такие элементы, как рычаги управления, ремень и возвратная пружина. Простота конструкции обеспечивает надежность всей системы.
- Редуктор шестеренчатый, маслонаполненный, корпус выполнен из алюминия. Зубчатые соединения увеличивают надежность трансмиссии. Редуктор с трехступенчатой коробкой передач.
Поскольку задача этого элемента связана с обеспечением бесперебойного крутящего момента, то его заполняют маслом для снижения трения. Для герметичности соединений необходим сальник, который иногда требует замены. Как правило, почти у всех моделей есть «задний ход», а это значит, что они оборудованы реверс-редуктором.
- Мотор бывает бензиновым или дизельным импортного производства. По желанию двигатель можно заменить на отечественный. Наиболее дешевый вариант среди заграничных – это китайский мотор «Лифан».
- Шасси в виде полуоси необходимы для движения мотоблока. Иногда производитель устанавливает пневмоколеса, которые требуются для улучшения проходимости. Их широкие протекторы увеличивают сцепление с грунтом. Также для этих целей применяют гусеницы. В комплектацию обычно входит насос. Устойчивость аппарату обеспечивают блокираторы колес в виде откидного упора.
- Сцепка – элемент для крепления навесного оборудования.
- Навесы. Для мотоблока выпускается дополнительное навесное оборудование, увеличивающее функциональность техники и позволяющее производить различные действия. Наиболее распространенные варианты представлены ниже.
- Плуг. Для первичного вскапывания земли или во время осенней пахоты, когда почва плотная и схвачена корнями растений, лучше отдать предпочтение оборотному плугу, а не фрезам, поскольку он глубже входит в грунт, переворачивает пласт верхним слоем вниз. Это необходимо, чтобы корни высохли и вымерзли зимой.
Процедура облегчает обработку земли весной.
- Фрезы. Культиваторы, как правило, входят в стандартную комплектацию аппарата марки «Агат». С их помощью устройство не только культивирует грунт, но и двигается. В отличие от плуга фрезы не повреждают плодоносный слой, а лишь смягчают и насыщают его кислородом. Насадки изготавливаются из закаленной стали и бывают трехлепестковыми и четырехлистными.
- «Гусиные лапки». Это передний адаптер для навесных комплектующих. Устройство представляет собой сиденье на колесах, которое посредством сцепки соединяется с мотоблоком. Оно требуется для обеспечения некоторого комфорта оператору во время работы. Устройство целесообразно использовать при обработке больших земельных участков.
- Косилка. Наиболее популярной среди насадок является газонокосилка «Заря». Она оснащена роторным механизмом. С ее помощью формируется газон, заготавливается сено, высекаются отдельно стоящие небольшие кусты. К положительным моментам следует отнести способность оборудования не только косить траву, но и укладывать ее, а также устойчивость агрегата к попаданию под косу камней во время работы.
- Грунтозацепы. Пахотные работы, окучивание и прополка гряд – стандартный набор действий для указанного вида навесного оборудования. Как правило, их применяют в комплексе с другими насадками: плугом, картофелесажателем или окучником. Грунтозацепы не только рыхлят землю, но и двигают мотоблок.
- Отвал. Навес представляет собой широкую лопату, с помощью которой можно убирать снег и крупный мусор. Снегоходная приставка адаптирована к низким температурам.
- Роторная щетка удобна для очистки территории – при помощи нее можно подмести остатки снега или убрать мелкий мусор. Она довольно жесткая, поэтому легко счищает лед и замерзшую грязь.
- Шнековый снегоуборщик незаменим для уборки садовых дорожек или придомовой территории. Снегоочиститель способен справится даже со слежавшимися сугробами, отбрасывая снег на три метра.
- Механизированные приспособления для посадки и уборки картофеля. Картофелекопалка позволяет выкапывать корнеплоды и выкладывает их рядами по ходу своего движения. Сажалка имеет более сложное устройство и помогает обеспечить посадку клубней ровными рядами на необходимую глубину. Кроме того, производители оборудовали аппарат дополнительным агрегатом для внесения в почву удобрений.
- Прицеп. Для того чтобы перевезти штучный или сыпучий груз, достаточно прицепить к мотокультиватору тележку.
Производители выпускают прицепы разной грузоподъемности, с различной степенью автоматизации процесса разгрузки: ручной или механизированной.
На фрезы и плуг во время пахоты устанавливаются дополнительные утяжелители, которые позволяют на плотных почвах углубиться на необходимую глубину.
- Тракторный модуль. Кроме отдельного навесного оборудования, к мотоблоку можно прицепить компоновочный модуль «КВ-2», благодаря чему аппарат превращается в многофункциональный мини-трактор. Полученное транспортное средство не требует регистрации.
Основные технические характеристики тракторного модуля «Агат»:
- топливо – бензин или дизель;
- ручной тип запуска мотора (с ключа);
- трансмиссия – коробка передач с ручным переключением;
- задний привод.
- Гусеничный модуль. Гусеничная приставка сделает мотоблок проходимым, как вездеход.
- Вездеходный модуль «КВ-3» для мотоблока «Агат» оснащен гусеницами с треугольными треками, позволяющими хорошо двигаться по заснеженным площадям и бездорожью.
- Мотобуксировщик собирается довольно легко, гусеничные ленты установлены на колесах с амортизаторами.
Как выбрать?
Перед тем как выбрать механизированного помощника для сельскохозяйственных работ, следует тщательно проанализировать всю имеющуюся информацию. Это необходимо, чтобы четко понимать, подходит указанная мототехника для угодий или нет.
В первую очередь, стоит рассмотреть варианты в зависимости от мощности двигателя. Если почва очень плотная или целинная, то следует выбирать аппарат с максимальной мощностью.
Затем нужно рассмотреть тип двигателя в зависимости от топлива, на котором он работает. Здесь все зависит от региона и доступности того или иного вида. Как правило, бензиновый мотор дешевле, но дизельный отличается надежностью, поэтому следует оценить выгоду в обоих случаях.
Еще один критерий – расход топлива. Он зависит от мощности мотоблока. Например, двигатель мощностью от 3 до 3,5 л. с. потребляет 0,9 кг бензина в час, тогда как более мощный аналог на 6 л. с. – 1,1 кг. Однако следует помнить, что маломощные агрегаты затратят гораздо больше времени для обработки земли, следовательно, экономия расхода топлива сомнительна.
Также при покупке нужно обратить внимание на конструктивные особенности редуктора. Он может быть разборным или неразборным. Последний рассчитан на более долгий эксплуатационный срок, но при выходе из строя он не ремонтируется, а заменяется на новый. Кроме того, различают редуктор с цепной и шестеренчатой передачей.
Исходя из практики, специалисты советуют брать последний, так как он отличается надежностью.
Сцепка для навесов может быть индивидуальной для каждого оборудования либо универсальной, подходящей для любой насадки.
Завод «Агат» имеет широкую дилерскую сеть, поэтому прежде чем приобрести сам мотоблок или комплектующие к нему, целесообразнее проконсультироваться с продавцом. Это можно сделать в специализированных торговых точках или в интернете. Они ответят на все интересующие вопросы, дадут советы или подберут модель согласно критериям.
Инструкция по эксплуатации
В комплектацию мотоблока обязательно включается инструкция по эксплуатации модели. Перед работой ее рекомендуется тщательно изучить. Как правило, этот документ содержит следующие разделы.
- Устройство аппарата, его сборка.
- Инструкция по обкатке (первый пуск). Раздел содержит рекомендации о том, как завести мотоблок в первый раз, а также пункты, которые содержат информацию о проверке работы движущихся деталей при малой нагрузке.
- Технические характеристики конкретной модификации.
- Советы и рекомендации по дальнейшему обслуживанию и содержанию аппарата. Здесь можно найти информацию по замене масла, сальников, смазке и осмотру деталей.
- Список часто встречающихся видов поломок, причины их возникновения и способы устранения, частичный ремонт.
- Требования техники безопасности при работе с мотоблоком.
- Также обычно указаны адреса, куда можно сдать культиватор на гарантийный ремонт.
Советы по уходу
Первые 20-25 часов работы называются обкаткой мотоблока. В это время нельзя устраивать перегрузки. Проверка функциональности всех узлов агрегата производится при малой мощности.
В период приработки следует отрегулировать холостой ход, но нужно следить, чтобы мотоблок не работал в этом режиме дольше 10 минут.
Даже если мотокультиватор не совсем новый, а просто его достали перед весенней пахотой после зимней «спячки», необходимо сначала обкатать его, проверить уровень всех жидкостей. Часто после длительного периода простоя технике требуется замена масла.
Также следует осмотреть свечи и поменять их при необходимости. Настроить систему зажигания.
Регулировка карбюратора необходима после долгого простоя. Новый механизм также этого требует. Проверка поможет выявить дефекты и устранить их до начала полевых работ.
Подробная инструкция по настройке и регулировке карбюратора приведена в документации на изделие.
Грамотная подготовка культиватора – залог эффективных действий в будущем, поэтому нужно заранее потренироваться и решить следующие вопросы:
- как правильно поставить бороздник или плуг;
- для чего необходимо навесное оборудование;
- что делать, если заглох мотор;
- при какой мощности, на какую глубину можно вспахать землю.
Маломощные мотоблоки мощностью 5 л. с. нельзя эксплуатировать при обкатке длительное время. Кроме того, при их использовании следует учитывать работоспособность и нельзя чрезмерно перегружать, иначе они быстро выйдут из строя.
Отзывы владельцев
Отзывы владельцев сходятся во мнении, что мотоблок «Агат» значительно облегчает работу людям, связанным с земледелием. Что касается культивации, то она осуществляется довольно качественно. Кроме того, аппарат легок и устойчив.
Среди недостатков отмечаются проблемы с подтеканием масла после 1-2 лет службы.
Как подготовить к работе новый мотоблок «Агат», смотрите в видео ниже.